четверг, 24 октября 2019 г.

Самое важное из постов в социальных сетях (за 2018-2019 гг) в одном тексте:

Друзья, здесь мы объединили данные исследования дворов, собранные на улицах города в 2018 и 2019 годах (в местахраспространения "ботанических листовок" и конвертиков с семенами) . Теперь информацию не нужно разыскивать  в отдельных постах в инстаграмме, вконтакте, фейсбуке и блоге. Итак:


КАКИЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ТИПЫ ПОСАДОК:

  • "Партизанские" или "стихийные" ( формата qickgardening и mobilgardening  ) - скорее всего здесь подсолнухи выросли в результате рассеивания семян в местах самых необычных, включая труднодоступные. В таких местах не было ранее  посадок "своими руками".
  • "Комбинированные" - рядом с подсолнухами можно обнаружить еще 1-2 культуры (чаще всего это тыквы)
  • "Городской огород ( urbanfarming ) - организованные, зонированые, явно многолетние посадки с многочисленными культурами (московская классика - помидоры, огурцы, столовая зелень, картофель; новинки - тыквы и кабачки; экзотика - кукуруза и ягодные кусты (малина, крыжовник, смородина).
  • Клумбы с подсолнухами ( urbangardening ) - также многолетние посадки с миксом разнообразных цветов, среди которых подсолнухи.  


ГДЕ И КАК ЛЮДИ  (индивидуальные участники) ВЫРАЩИВАЮТ подсолнухи на улицах в городе?

  • У ПОДЬЕЗДА/входа/въезда. Есть выраженные варианты: 1) моно-посадки в местах где ранее  явно ничего не сажали своими руками  (например, в  бетонные клумбы у входа или въезда на территорию - часто симметрично); 2) в составе многолетних цветников из разных цветов.
  • ПОД ОКНОМ - на стороне дома, где нет подъездов. Те же выраженные варианты: 1) моно-посадки (здесь явно ранее ничего не сажали своими руками); 2) комбинированные (рядом с подсолнухами еще 1-2 культуры, часто - кабачки или тыквы).
  • ОКОЛО ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК - одиночные моно-посадки , обычно в нескольких метрах от игровой зоны и в местах, где меньше бегают дети (например, рядом с деревом).
  • ВДОЛЬ ПЕШЕХОДНЫХ ДОРОГ. Варианты: 1) стихийные (часто в труднодоступных, неудобных и странных местах - семена явно разбрасывали, а не высаживали); 2)  в составе оформленных, огороженных цветников с миксом разных цветов (чаще всего это многолетние, ухоженные места).

  
ПРО ГОРОДСКИХ САДОВНИКОВ:

  • В большинстве случаев, создатель цветника - это один садовник. И даже если это компания 2-3 человека, основную работу делает кто-то один.
  • С каждым годом становиться больше мужчин-садоводов.
  • Городские садовники - люди на районе известные. И если создателя или создательницу зеленого места вы не застали, то можно спросить у людей, входящих в подъезд - часто вам назовут имя, этаж и даже квартиру. 


ОСОБЕННОСТИ сезона 2019:

  • Большая часть солнечных цветников появилась у многоэтажных домов. Эта тенденция прослеживалась и в предыдущие годы (в том числе, потому что пятиэтажек, хрущевок и прочих старых домов становится меньше). А в этом году, почти все наши рабочие видео сняты во дворах многоэтажных домов - как старой советской постройки, так и у новостроек.
  • Растения явно защищают и огораживают (устанавливают таблички, делают посадки в приподнятые над землей конструкции, высаживают в центре уже созданных цветников). А также, делают группы посадок - в нескольких местах (чтобы хоть что-нибудь выжило).


ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ на улицах города.

Лучшие места зоны «медленной жизни» (slowlife). Наиболее эффективны:

  • Пешеходные бульвары, скверы, небольшие зеленые зоны вблизи плотной жилой застройки. Места "у дома", куда люди приходят отдыхать и погулять, и что самое важное - располагают временем, чтобы уделить волонтеру пару-тройку минут. Часто здесь проводят время с семьей и компаниями  -  "в куче" люди чувствуют себя в безопасности и более спокойно относятся к неизвестному, новому. 
  • Детские игровые площадки также "у дома" в спальных районах - места, где дети играют, а родители частенько скучают. Здесь у людей также есть время и ощущение "своего" безопасного места. И да -  есть дворы как дворы, а есть "законодатели уличных мод" - наиболее популярные на районе площадки, куда приходят гости из соседних дворов и издалека. Все, что здесь одобряется, подхватывается и приживается - получает распространение и на других площадках, и даже в соседних районах. 
  • Места у входов в детские садики в вечернее время, когда родители возвращаются домой вместе с детьми, и нет сильной спешки.
  • Места у школы (после уроков), но здесь лучше получается у волонтеров-подростков (старших школьников или младших студентов) . Взрослый человек может вызвать тревогу
  • Улицы с большой проходимостью, входы/выходы из метро, входы/выходы из магазинов, остановки - для "ботанических листовок" совсем не подходят. В крупном городе - точно. Во-первых, потому что здесь люди спешат; во- вторых, потому что эти места воспринимаются как опасные и люди настороже - с опаской и даже агрессией реагируют на все новое и необычное; в-третьих, "проходные", "транзитные" зоны не ассоциируются с домом, чем-то своим и родным, и, конечно, здесь много замученных дорогой, рутиной и уставших людей. 


ОСОБЕННОСТИ СЕЗОНА 2019.

  • В этом году мы часто встречали детей, гуляющих в сопровождении няни (а не родителя, бабушки/дедушки). В большинстве случаев няня не может принять решение об участии ребенка или семьи в социальном или зеленом  проекте. Может быть только посредником - передать материалы (при этом, является человеком, который сам только что узнал про проект). Очевидно, что часть информации искажается, теряется, а часть - не доходит.
  • На дворовых детских  площадках стали встречаться дети возраста 5-6 лет без сопровождения взрослых (потому что "мама работает"). Малыши не умеют читать, тоже хотят получить "подарок" от волонтера, но оставлять им семена, конечно, нельзя. Что в таких ситуациях делать - пока не придумали (первый год с таким сталкиваемся - пока это не массово, но и не единичный случай).
  • На улицах стало много подростков - по-одиночке и группами. Важно учитывать, что для этой аудитории "семейные" материалы не подойдут, да и представители проекта нужны более подходящего возраста.


ПО ФОРМЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ. Мы использовали две:

  • Стационарную  (в парках, на событиях, праздниках, мастер-классах).
  • Мобильную (во время прогулок пешком). Последней отдаем предпочтение пару последних лет. Считаем ее более эффективной - по расходам на организацию солнечных акций, и по результату. Ну, и потому что это отличный, естественный "цветочный веллнес" (позволяющий растрясти перед летом «зимние» килограммы).


ОСОБЕННОСТИ 2019.

В текущем сезоне мы реализовали эксперимент и соединили зеленый социальный проект с набирающим популярность за рубежом urbanhiking – тренировками и отдыхом в стиле outdoor activities  (скандинавская ходьба, велосипед, самокат, скейт и ролики).


ПО ТИПАМ МАТЕРИАЛОВ:

Мы используем листовки двух разных типов:

  • Рациональные (основное содержание которых - инструкция по выращиванию подсолнухов и уходу в условиях города, а также информация о проекте sunflowerday.ru )
  • Эмоциональные (с реальными историями участников и легендой о живом золоте и золотой книге).

Оба вида листовок эффективны, так подходят для людей с разным типом мышления . И да, уличные листовки должны иметь компактный размер - А5 (пол листа обычной офисной бумаги) или А6 (с небольшую открытку) и напечатаны на качественной, красивой бумаге. Качественные материалы подсознательно вызывают ощущение хорошего, ценного, значимого.

При контакте с людьми важно не только доверие и психологический комфорт, но и время, а также максимально четкая, понятная, лаконичная информация  - в идеале, готовый, короткий , проработанный текст (или "скрипт"). Поэтому нужно  потренироваться заранее вмещать свой сопроводительный текст в 1-2 минуты (дольше получается, если человек задает уточняющие вопросы). Однако, если вы работаете на стационарной площадке (у стола с раздаточными материалами), то среднее время первичного знакомства прохожих с проектом побольше  - около 2,5-3,5 минут. Люди, сами подходящие к вам, уже немного заинтересованы, располагают временем и настроены не только послушать, но и поговорить.

Очень важно чувствовать эту разницу между «стационарной» и «мобильной» формами. Не пытаться использовать «стационарные скрипты» в более быстрых, мобильных формах и наоборот. Тексты  должны быть принципиально разные (и по структуре, и по содержанию)  и рассчитаны на разное "идеальное" время. Раздавать информационные материалы зеленых и социальных проектов молча, механически, без рассказа - бессмысленно (все равно, что выбрасывать).

Ниже ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, которые нужно себе задать, когда выбираете место, в котором будете раздавать «ботанические листовки» или приглашения на растительный праздник:

  • Чувствует ли себя здесь человек безопасно? (Очень актуально для крупного города).
  • Есть ли у него пара-тройка минут свободного времени? (Ребята, не хватайте людей за рукав "в зонах высокой проходимости" - это "транзитные зоны" - в которых люди напряжены и спешат).
  • Можете ли вы сюда возвращаться время от времени? (Да, людям комфортнее и спокойнее, если вас "здесь уже видели" и "вы здесь бываете").
  • Бывают ли здесь люди, которые могут к вам реально прийти? (Находится ли место в пешей доступности до 30-40 минут пешком, удобно ли, реально ли до вас добраться, в том числе с маленькими детьми).
  • Есть ли в вашем окружении люди, которые могут помочь с распространением важной информации или могут подсказать хорошие, правильные места? (Преподаватели, воспитатели, консьержки, старшие по подъезду в доме и прочие, ведущие - где есть местные естественные места скопления людей. А также те, получить листовку от которых комфортнее, чем от незнакомого).


Для того, ЧТОБЫ БЫЛО ПРОЩЕ СОБИРАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ сезона:

  • Раздавайте материалы в тех районах, в которых сами часто бываете или живете  (и которые сможете  обойти через пару месяцев повторно пешком).
  • Поскольку материалы проекта в основном раздаются в зонах "медленной жизни" (на детских площадках, в скверах и популярных местных прогулочных зонах), то обходите окрестные дворы пешком или объезжайте на велосипеде, роликах, самокате.
  • Спрашивайте дворников - они многое знают. Спрашивайте людей, которые создают цветники у входа в подъезды и занимаются озеленением двора - часто они хорошо осведомлены о посадках других городских садоводов района. 
  • Лучшее время для поиска будет разным от сезона к сезону. Иногда – август, иногда – июль, а иной раз – сентябрь. Здесь каких-то закономерностей нет – все решает погода.



Прямо сейчас результаты сезонов 2018-2019 можно увидеть: нажав вкладку "фотогалерея проекта"    или «видео»  на сайте sunflowerday.ru. Позже – мы объединим их на«Карту – Москва 2018-2019»


Комментариев нет:

Отправить комментарий